Каких законодательных изменений добиваются компании, отвечающие за вывоз мусора?

Пандемия и связанные с ней ограничительные меры усугубили положение только «встающей на ноги» в России отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Как быть и что делать в сложившейся ситуации, обсудили участники IV Международного съезда региональных операторов — компаний, которые отвечают за вывоз мусора в субъектах РФ.

Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которой является основанием для привлечения к административной ответственности. При оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) загрузка мусора осуществляется из нескольких десятков контейнеров, расположенных на маршруте специализированного коммунального транспортного средства. При загрузке в мусоровоз известным является только объем ТКО. Взвешивание загружаемых отходов не представляется возможным в силу специфики накопления и транспортирования ТКО. Плотность отходов не является однородной и постоянной, в связи с чем определить точную массу транспортируемых ТКО до момента их взвешивания по прибытию на объект обработки, обезвреживания, размещения невозможно.

Требование о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения. Таким образом, имеются ограничения для осуществления деятельности при транспортировании ТКО. В целях решения сложившейся проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.

Также в настоящее время отсутствует возможность получения на бесплатной основе информации, необходимой для заключения договоров с потребителями жилищно-коммунальных услуг, выставления счетов на оплату потребленных услуг, взыскания задолженности за оказанные услуги. Нет рабочего механизма получения данных о собственниках и объектов индивидуального жилищного строительства для начислений. ГИС ЖКХ не содержит необходимых данных. Росреестр не предоставляет сведения в необходимом формате. Предложено дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» соответствующими положениями.

Помимо этого, в законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить определение «вторичного сырья» или «вторичных ресурсов», установив требования к обращению такого сырья (ресурсов), их правовой статус. Помимо разграничения понятий «отход», «отход от использования товаров» и «вторичное сырье» или «вторичный ресурс», необходимо конкретизировать основания для приобретения права собственности на отходы, ТКО, отходы от использования товаров и «вторичное сырье» или «вторичные ресурсы». Кроме того, необходимо однозначно определить право собственности на ТКО и вторичные материальные ресурсы.