09.08.2019

Несмотря на активную реализацию реформы по обращению с ТКО, люди не до конца понимают ее суть. Некоторые принципиально игнорируют появление новой коммунальной услуги. К ним сегодня применяются штрафные санкции. По-прежнему региональные операторы выявляют и недобросовестных бизнесменов, не заключивших с ними договор на сбор и вывоз мусора. Отсутствует понимание в различии понятий ТКО и строительного мусора. Тем не менее, механизм реформы уже запущен. О том, как региональный оператор справляется со всеми возникающими сложностями, рассказал RostovGazeta директор ООО «Экотранс» Дмитрий Кулев. 

 

 

-Дмитрий Владимирович, реформа по обращению с ТКО продолжается. Ощутили ли Вы, что люди стали ответственнее относиться к новой для них коммунальной услуге? 

- К сожалению, люди не до конца осознают необходимость реформы. Большинство граждан воспринимают оплату за новую коммунальную услугу тождественно. Считая, что раз они оплатили, значит имеют право выбрасывать свои отходы куда угодно, а не в организованные места для сбора мусора. Процветает гражданский нигилизм. С ним надо бороться, прививая людям потребительскую культуру по обращению с мусором.  Конечно же, мы работаем в этом направлении. Через управляющие компании, через садовые товарищества. Встречаемся с людьми. Разъясняем, из каких составляющих складывается тариф. Приводим примеры. Судите сами: существующая сегодня у нас нагрузка в два раза превышает тариф. Ведь «Экотранс» - это единственный региональный оператор, который в транспортной доступности не имеет лицензированного полигона. В тариф мы закладывали расстояние 40 км для транспортировки отходов на полигон Матвеево-Курганского района. Но в силу обстоятельств, были вынуждены возить отходы на полигон Новошахтинска. А это – уже 150 км. Однако лимит и Новошахтинского полигона уже исчерпан. Сегодня мы заключили договор с Багаевским полигоном, расстояние до которого 180 км. Да и транспортное плечо у нас порой достигает 300 км. Для регионального оператора это большая нагрузка, соответствующие риски. Однако мы осознаем всю социальную ответственность, не снимаем ее с себя, закрывая тем самым любое напряжение со стороны населения. 

 

- То есть вопросов у регионального оператора не мало? 

 

- Не то слово. Например, есть люди, которым не нравится, что перед их домом стоит контейнер. Они отодвигают его подальше от себя – к соседям. А у нас каждый контейнер закреплен на определенной точке, которая отслеживается через ГЛОНАСС. И любое перемещение контейнера не отображается в учетной системе. В результате, мусоровоз подъезжает, а контейнера нет. Начинаются его поиски. В работе по перемещению контейнеров, по их возвращению, нам хорошо помогает администрация Таганрога. Да и по всем возникающим вопросам у нас налажено тесное сотрудничество с администрациями в нашей зоне ответственности. Много вопросов возникает из-за отсутствия подъездных путей к местам накопления. Но главный «бич», это, конечно же, несанкционированные свалки. Каждое утро я лично объезжаю с дозором Таганрог. Например, сегодня мы полностью убрали улицу Александровскую. И буквально через несколько часов я снова вижу новые свалочные очаги. В большинстве случаев они образуются после того, как люди подрезают ветки у деревьев. Только складывают их не в места накопления, а куда им удобно. Рядом, напротив дома. Также, сегодня мы ведем активную работу по выявлению «черных» перевозчиков мусора. Ведь в рамках реформы, это уже вопиющий факт.  

 

- Одним из сложных вопросов стало заключение договоров с юридическими лицами и предпринимателями. Все ли бизнесмены сегодня заключили с договор с ООО «Экотранс»? 

 

- Четкого реестра всех существующих юридических лиц и предпринимателей в Таганроге нет. Поэтому для их выявления нам приходится использовать различные пути. Первый – самостоятельный. В штате «Экотранса» есть инспекторы, которые через администрацию города выявляют руководителей бизнеса, не заключивших договор. Хочу поблагодарить департамент Таганрога, который по этому вопросу предоставляет нам всю необходимую информацию. Второй путь – взаимодействие с управляющими компаниями.  Они информируют нас о том, в каком доме трудится предприниматель, складирующий мусор в контейнер без оплаты услуги. Сегодня число таких недобросовестных юридических лиц, по нашим расчетам составляет почти 1200. 

 

-А жителей пытаетесь привлечь в союзники регионального оператора?  

- Конечно же, мы сотрудничаем с населением.  Хорошую службу оказывают жители по выявлению лиц, которые подбрасывают строительный мусор в контейнеры. При этом суть проблемы заключается не в том, что такой мусор незаметно подкидывают в лодочки. А в том, что техника для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов физически не в состоянии поднять груды кирпича и бетона. Строительный мусор – это не ТКО. Для его сбора и вывоза требуется специализированная техника. И у нас такая услуга тоже есть, она работает. Но для ее реализации необходимо заключение другого договора. Практически со всеми крупными строительными предприятиями такие договоры у нас заключены. Но остаются еще недобросовестные бизнесмены, подбрасывающие строительный мусор в лодочки. А за них возмещают стоимость услуги жители Таганрога. Этот процесс продолжается и сегодня, но радует, что, благодаря постоянному контролю, уже в меньших объемах. 

 

- Учитывая постоянное взаимодействие регоператора с жителями, можно ли сегодня говорить о снижении числа жалоб от населения? 

 

- С первого дня работы мы ведем журнал жалоб от населения, и за это время их количество значительно уменьшилось. Однако сейчас изменилась сумма тарифа - он стал ниже на 4%. Наша информационная система не справилась с данным нововведением. Поэтому в августе одни люди получили квитанции, рассчитанные еще по июльскому тарифу, а другие – не получили вообще. Был зафиксирован новый скачок жалоб. Но надо понимать. Мы работаем в состоянии постоянных перемен. И они не могут не отражаться на деятельности компании. Пока еще идет становление реформы. Это отнюдь не быстрый процесс. Но ведь и Москва не сразу строилась. А чтобы было понимание у людей, нужно совместно со всеми муниципалитетами, с причастными к экологии структурами и организациями доводить до сведения граждан, что мусорная реформа – это не проблема, а задача, которую следует решать сообща. 

 

-Доводилось ли Вам применять штрафные санкции к тем, кто принципиально не оплачивает услугу по вывозу мусора? 

 

- Мы просто вынуждены обращаться в суды, добиваясь от граждан ответственной реализации нового закона.  Надо понимать, что «Экотранс» - это коммерческая организация. Каждый рубль для нас дорог. Ведь мы вкладываем деньги не столько в развитие компании, сколько в объекты инфраструктуры. Оплата за услугу - это наши инвестиции для приобретения необходимой техники, для строительства нового мусороперерабатывающего предприятия. 

 

- В какой стадии находится сегодня строительство мусороперерабатывающего комплекса в зоне Неклиновского МЭОКа? 

 

- Непосредственно строительство комплекса по графику начнется в сентябре-октябре 2019 года.  Сегодня мы завершаем проектирование, выходим на экологическую экспертизу. Все работы идут строго по намеченному плану. Однако совершенству предела нет. Инновационные технологии сортировки и  переработки мусора сегодня развиваются бурными темпами. Но, к сожалению, стоимость их очень высока. Например, сегодня отечественный производитель выпустил установку АИСТ-2000, которая способна экологически безопасно сжигать любой мусор, в том числе долго разлагаемый пластик и пластмассу. Это оборудование приобрела Швейцария. Для нас оно пока финансово недоступно. Однако изучив передовые технологии обращения с ТКО, нам пришлось внести некоторые изменения в концепцию будущего мусороперерабатывающего завода.  Мы сделали все для того, чтобы комплекс работал единым механизмом, слаженно и эффективно. Ведь сегодня у нас уже накоплен богатый опыт и понимание того, каким должен быть современный мусороперерабатывающий комплекс.

Возврат к списку