О взыскании задолженности вследствие неоплаты стоимости работ по ликвидации ТКО

Суть спора

Общество обратилось в суд с заявлением о взыскании с Административного органа задолженности вследствие неоплаты Обществу стоимости работ по ликвидации твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

Решение суда

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений.

Фабула дела

Общество, будучи региональным оператором в сфере обращения с отходами, выявило несанкционированное размещение ТКО на территории населенного пункта.

По данному факту в Административный орган было направлено письмо с информацией об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и с предложением органу местного самоуправления самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

Административный орган ликвидацию ТКО не обеспечил, в связи с чем Общество самостоятельно ликвидировало несанкционированное размещение ТКО, о чем также уведомило Административный орган и направило претензию в адрес органа местного самоуправления о возмещении расходов по ликвидации несанкционированного размещения ТКО.

Поскольку орган местного самоуправления в добровольном порядке не компенсировал Обществу расходы по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование

1.В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

2.Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

3.Так, на основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза ТКО.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

4.В соответствии с положениями статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В статье 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ) установлено разграничение государственной собственности на землю (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов).

Определяя уполномоченные органы по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена в пункте 2 статьи 3.3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что этим правом, в том числе наделены органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Учитывая соответствующее нормативно-правовое регулирование правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность которых не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделены в том, что числе и органы местного самоуправления муниципальных районов. Однако с возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом, которые необходимо исполнять.

5.Поскольку несанкционированное размещение ТКО произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования, то обязанность по организации устранения несанкционированного размещения отходов лежит на указанном муниципальном образовании.

6.На основании изложенного, суд указал, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.

7.Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления.

Резюме суда

В случае самостоятельной ликвидации несанкционированного размещения ТКО региональным оператором орган местного самоуправления обязан возместить расходы на указанную ликвидацию (при отсутствии выявленных собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов).